tsarevnag

Categories:

Загадочный древний край, Русская Атлантида пропавшая с географических карт.

Бесполезно искать район с названием Гуслицы на карте Подмосковья. Нет его.
Край, обросший мхом и легендами. Давший приют в своих лесах ворам, убийцам и святым людям. Родина фарфоровых королей, фальшивомонетчиков и русского Робин Гуда.
Однако, легенды об этом крае дошли аж до наших дней. И бывали времена, когда о Гуслицах знали по всей России. Но, давайте по порядку...

Эпоху динозавров я думаю мы пропустим и перейдём сразу к тем временам, когда эти места стали заселяться людьми.
Давным-давно, веке эдак в 10, на территории восточного Подмосковья жили люди из древнего племени "меря". Чуть позже с севера к ним пришли славяне, а с запада вятичи и кривичи. Для проживания, край был мягко говоря "не фонтан". Речка, низина, топкие болота, густой корявый лес, непроходимый бурелом, и вишенкой на торте песчаная почва, которая совсем не подразумевала занятия сельским хозяйством.

Какой-то древнерусский Остров Невезения. Что оставалось делать этим бедолгам?
̶У̶т̶о̶п̶и̶т̶ь̶с̶я̶ ПЕТЬ! Жизнерадостные люди, заселившие берега тогда ещё безымянной речки, стали изготавливать гусли. Брали липовые дощечки, опускали на определённое время в воду, а потом мастерили звонкие гусли.

Речка стала Гуслицей.
А обитателей этих мест стали звать "гусляками".
Но недолго музыка играла. В 1339 году Иван Калита (Великий Московский князь) впервые упомянул о Гуслицах (как о своей волости), в духовной грамоте и завещал их великой княгине "с меньшими детьми"

Прошло 300 лет. Гуслицы тихо мирно передавались по наследству московским князьям.

Но в середине 17 века эта область была втянута в жуткую историю, связанную с реформой русской церкви.

В 1646 году, царь Алексей Михайлович Романов знакомится с неким приехавшим священнослужителем по имени Никон. Который поражает царя образованностью и красноречивостью. Царь оставляет его в Москве и вскоре Никон становится Патриархом по должности. А по факту вторым человеком в государстве. Но с амбициями как у первого. Ну а как ещё, если сам царь называл его "великим Солнцем сияющим" и "возлюбленником своим и содружебником".

Никон поверил в себя и в то что срочно надо всё отреформировать. Дело в том, что и церковные книги и обряды русская церковь получила из Византии в 10-11 веках. Однако, пока мы 100 лет были отрезаны от всего мира татаро-монголами, в Греческих богослужениях произошло много изменений. А мы, молились по старинке и крестились двумя перстами.

Старая религия уничтожалась. Переписывались все древние религиозные тексты. На Руси начинается Великая Книжная Гарь. Когда в огромные костры сваливали целые подводы книг, обливали смолой и поджигали. Этот процесс пережил самого патриарха.
Существует предание, что при Петре I было сожжено столько старопечатных книг, что после этого из кострищ выгребли 40 пудов (665 кг) расплавленных медных застёжек.
Горели не только книги, но и люди. С несогласными расправлялись самыми жесточайшими способами. 

Люди сбегали из больших городов, для них стали спасением район Гуслицы.
Здесь они могли сохранять написание свои традиции: написание книг, создание литых икон, искусство гуслицкой росписи, обучение детей и т.д.
Власть до них не добиралась, и благодаря этому сохранилось такое ремесло как литьё икон.

Ещё Пётр I запретил делать литые иконы, т.к. весь металл должен дал идти на оружие.
А здесь этот промысл не забыли и делали на всю Россию.
Самое приятное, что можно не только посмотреть, а и потрогать и подержать многие экспонаты в руках.

Дремучие леса, топкие болота, безобразные дороги.

Примерно так Гуслицы встретили старообрядцев, которые из-за жестоких преследований бежали в самые глухие места Поволжья, Сибири и собственно Подмосковья. А ещё их встретил лихой люд, который облюбовал эти дикие места.

"Ну уж и сторонка здесь! Я думаю в целом свете подобной не сыщется. Тысячу раз давал зарок не ездить в эту проклятую Гуслицу. Всякий раз непременно что нибудь случается."

Это гражданин один, побывал в Гуслицах в 1863 году и о̶х̶р̶е̶н̶е̶л̶ написал небольшой очерк.
Очень мне ещё понравилось про постоялый двор. Сразу понятно насколько разная публика там обитала.

"На вывеске красуется, подбоченясь, самовар, гордо поглядывая на окружающие его чашки, а вверху тянется надпись ЛИСТАРАЦИЯ. У крылечка толпа мальчишек, которые хватают проезжих за полы с криком: "Дай, барин, копеечку!" Кругом сор и постоянная грязь, потому что помои иначе не выливаются, как возле подъезда. В самом трактире - поражающая вонь, нечистота, тараканы, мокриды, и все породы кровопьющих насекомых. Все углы заняты приезжими: татарами, двумя странниками старообрядцами, вынувшими из своих кошелей деревянные чашки и ложки, которые они всегда с собой носят, чтобы не опоганить души посудой еретиков, артель купцов, оборванные мужики, беглые солдаты, пьяницы, картежники, богословы".

Удивительно как они уживались! Глубоко верующие, трудолюбивые люди и воры, убийцы, фальшивомонетчики, профессиональные нищие.

Я так поняла, что старообрядцы задались целью изменить ситуацию, поэтому стали организовывать школы. Хотя в те времена никаких образовательных учреждений не было даже в проекте. Школы открывались в скитах, были "подвижные" школы. Это когда учитель ходил из деревни в деревню. Год в одной деревне, год в другой.
Учитель зависел от попа, урядника, старшины и земского начальства. Его оклад составлял 15-20 руб. в месяц.

После смерти Петра I, во время правления Екатерины Великой отношение к раскольникам стало меняться. Ругательное слово "раскольник" было заменено на более корректное "старообрядец". Благодаря природной мудрости императрицы, старообрядцам разрешили занимать общественные должности в городах. Им можно было доверять любое дело и знать, что все будет выполнено качественно и в срок. Самые лучшие мастеровые, приказчики, управляющие и как мы сейчас говорим "бизнесмены" были старообрядцами. Они не пьянствовали, не проматывали в карты состояния, не мошенничали и при этом богатели.

В этой среде принято было верить на слово и не заключать письменных договоров. Для скрепления обязательств достаточно было пожать руки. Учёный XIX века с изумлением писал, как при нём братья купцы выдали простому мужику в тулупе 5000 рублей с устным условием, что тот вернёт деньги через полгода. По некоторым данным, даже в советское время бухгалтерию охотнее доверяли старообрядцам.

В. П. Рябушинский писал: "Из-за курса на Европу Петра I получилось два типа людей - бородатый мужик и безбородый барин, которые отличались друг от друга не только внешним обликом и одеждой, но что гораздо важнее культурой. Начитанный, богатый купец старообрядец с бородой и в русском длиннополом платье, талантливый промышленник, хозяин для сотен, а иногда и тысяч человек рабочего люда и в то же время знаток древнего русского искусства, археолог, собиратель икон, книг, рукописей, разбирающийся в исторических и экономических вопросах, любящий своё дело, но полный духовности - такой человек был "мужик". А мелкий канцелярист, выбритый, в западном камзоле, схвативший кое-какие верхушки образования, в сущности малокультурный, часто взяточник, хотя и по нужде, всех выше себя стоящих втайне критикующий и осуждающий, мужика глубоко презирающий - это уже "барин".

Как то однозначно немного получается, хотя не могу винить автора. С ними тоже очень однозначно обошлись.
А вот если с точки зрения 21 века рассуждать. Могли бы мы сейчас вот так дела вести "на честном слове" или всё равно п̶р̶о̶в̶о̶р̶о̶в̶а̶л̶и̶с̶ь̶ объевропеились рано или поздно? Как думаете?

Об этом месте до сих пор слагаются небылицы и пишутся серьёзные исследования. Сюда до сих пор приезжают разные экспедиции, но Гуслица так и не раскрыла всех своих тайн.

Приехав сюда, можно узнать:

🔹 почему это место считают своим колдуны и старообрядцы.
🔹 когда и при каких обстоятельствах русский царь стоял на коленях перед сыном крестьянина
🔹 про кого говорили: "У него гусляк в голове"
🔹 увидите древние иконы, книги и монеты и подержите в руках то, что обычно лежит в музеях за бронированными стёклами
🔹 услышите легенды сложенные местными старожилами, а так же научитесь тайному воровскому языку
🔹побываете в деревне колдунов, и увидите камень, к которому приезжают люди и просят каждый своё. Говорят помогает. (К камню не всегда можно подойти из за уровня воды).
🔹 побываете на автобусном кладбище
🔹 познакомитесь с удивительными людьми которые обитают в здании бывшей ткацкой фабрики, которая сейчас стала арт усадьбой.

И всё это вместе с @varusha_mihalna 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic